Описание
Экскурс в историю.Выдержка из статьи нашего писателя и краеведа Александра Слоневского.:
"История поляков Каменского-Днепродзержинска.
Случай, судьба или Божье провидение?! Так и осталось бы Каменское невзрачным селом, если бы в 1885 году Варшавский сталелитейный завод не объединил капиталы с бельгийским акционерным обществом «Кокериль» и прислал своих представителей для выбора площадки под строительство металлургического завода. В Каменское – за тысячу вёрст от польской столицы – было решено перенести целиком прекратившее деятельность сталелитейное предприятие вместе с рабочими и служащими, которые и составили костяк заводского персонала. На пост руководителя был приглашён директор-распорядитель Путиловских предприятий, польский дворянин Игнатий Ясюкович (1865–1914), с именем которого и связано строительство, пуск и развитие завода, а вместе с заводом и села Каменского. Сегодня мы можем сказать, что непростой путь осмысления истинных ценностей воплотился в увековечении памяти одного из выдающихся деятелей, прославивших наш город и внесший огромный вклад в развитие промышленности дореволюционной России. Имя Игнатия Игнатьевича Ясюковича, без сомнения, составляет предмет нашей гордости.
Благодаря просвещённой инициативе Ясюковича, с немалой частью его собственных средств Верхняя и Нижняя колонии Каменского украсились зданиями, какими могли бы гордиться и в иных столицах. В первую очередь, это заводская православная Свято-Николаевская церковь, красавец-костёл Святого Николая, Инженерный клуб, Народная аудитория для рабочих, лучший в России речной яхт-клуб, здания Главной конторы Днепровского завода и Зимнего яхт-клуба, фабричное училище, мужская и женская гимназии, православный и католический приюты. Несмотря на то, что среди прихожан костёла, построенного в 1897 году, были немцы и французы, бельгийцы и итальянцы, чехи, англичане и прибалты – доминировали, конечно же, поляки. Из числа служащих, инженеров, мастеров, рабочих и членов их семей образовалась в Каменском польская колония. К первому января 1913 года население Каменского выросло от двух тысяч в 1885 году до 40 тысяч 407 душ, из которых русских 24 тысячи 475, поляков 14 тысяч 175 человек. Учитывая тот факт, что в Российской империи «русская нация» представляла совокупность русского, украинского и белорусского народов, можно с большой долей вероятности предположить, что наиболее крупное национальное образование Каменского – более 30% всего населения! – представляла польская диаспора. Лучшим свидетельством того, что Каменское стало для тысяч поляков второй родиной, являются записи в книгах костёла Святого Николая. За период с 1893 по 1920 год (времени окончательного установления советской власти в Каменском) здесь было зафиксировано 6534 акта Святого крещения, а количество прихожан – 6837 человек – лишь немногим уступало губернскому приходу Святого Иосифа.
По воспоминаниям дореволюционного современника в Каменском можно жить и «совсем не знать русского языка». Диаспора могуче поддерживала польскую письменность, прессу, художественное искусство, театр, а также расширяла своё влияние на окружающее общество. В библиотеках значительное количество книг составляли произведения на польском языке. В мужской и женской гимназии, фабричном училище, школе католического приюта читался обязательный курс польского языка для детей польского происхождения. Всё изменилось в горниле революции и Гражданской войны. Вместе с отступающей Добровольческой армией Каменское покинули многие поляки со своими семьями. Они справедливо опасались репрессий со стороны большевиков. Реальный коммунизм и страшный голод ускорили тягостное решение. Но многие и остались, главным образом те, кто уже более двадцати лет жили в Каменском, у кого в Польше не осталось никого из родственников, а также те, кто продолжали верить в идеалы Октября.
В начале 30-х годов XX столетия в Каменском функционировали: польская школа, польский клуб, польский рабфак и польская газета «Дзержинец», являв