Описание
Idm нельзя слушать на больших танцевальных площадках, где десятки тысяч человек веселятся всю ночь напролёт, нельзя слушать во время бизнес-ланча где-нибудь в центре города, где машины и люди всё больше походят на маленьких муравьев, idm нельзя слушать в компании друзей, которые зашли к тебе отметить вечер пятницы и посмотреть футбол.
Idm – это слишком интимная музыка. С ней можно идти по улице, когда дождь и слякоть, и новые брюки все в грязных капельках от брызг, а в ушах играет что-то тягучее, разорванное на сотни оттенков, засэмплированное, с неведомым напылением, происхождение которого скорее всего технологическое, наподобие тонкой металлической стружки. И внутри сразу же рождается хрупкий мирок, разрушить который не стоит никаких усилий, но, однако, именно сейчас ты существуешь только там. Словно смотришь откуда-то сверху на все свои переживания и проблемы.
Музыка сфер, немного угловатая, с искаженным ритмом, подчиняющаяся своему неведому закону. Шум, промодулированные сигналы, скрэтч, бег секундной стрелки, электронные сэмплы, звуки цикад и неуловимая мелодия. Все это – электронная музыка импульсов, лупов и старых советских синтезаторов, у которых, наверное, самый неповторимый звук.
Уже название стиля содержит долю иронии – Интеллигентная Танцевальная Музыка (Intelligent Dance Music). Танцевать под такую музыку практически невозможно – для этого стиля скорее характерен свой внутренний танец, свойственный любому человеку.
Зарождением стиля можно считать 1989 год, когда, устав от больших рэйверских тусовок и все более растущей чартовой ориентации танцевальной музыки (вспомните, хотя бы TECHNOTRONIC «Pump Up The Jam» или SNAP «I’ve Got The Power»-sic!), музыканты стали смешивать мягкие качающие ритмы с оттенками ambient и downtempo.
Стиль окончательно сформировывается к 1993 году, когда английский лэйбл Warp Rec выпустил компиляции «Artificial Intelligence I» и «Artificial Intelligence II», которым было суждено стать эпохальными в истории развития данного направления. На дисках были представлены музыканты, признанные в последствии владыками синтезированных звуков – APHEX TWIN, AUTECHRE, SPEEDY J, B12, LINK, BEAUMONT HANNANT, POLYGON WINDOW, SEEFEEL.
Само название idm, говорят, придумал Ричард Джеймс (Aphex Twin), но так же известно, что существовали и другие названия для стиля, такие как New Electronica, Intelligent Techno, и даже Experimental Electro. Развитие стиля привело к появлению таких ответвлений, как Drill'n'Bass, Braindance Music, Glitch и Sinecore.
На интернет-форумах часто можно встретить словесные баталии на тему того, что же именно считать IDM. Точного определения не даст никто. Одни говорят, что этим термином можно обозвать всё что угодно, начиная от классики, заканчивая пост-роком, так как они тоже рождались из эксперимента. Другие утверждают, что IDM – это обязательно что-то мягкое, с булькающими металлическими призвуками на заднем фоне. Третьи говорят, что главное здесь не мелодия, а именно ритмическая текстура музыки, где фон и всевозможные шумы главенствуют.