Описание
Музыкальные инструменты для игры двуручным тэппингом
Немного о технике двуручного тэппинга
Техника тэппинга (tapping) зародилась в среде электрогитаристов еще в середине века. Ее возникновение явилось неизбежной реакцией на появление нового (по тем временам), более чувствительного инструмента - электрогитары. Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, "хаммер") был просто одним из технических приемов, подобно флажолету. В таком примитивном виде тэппинг используют уже несколько поколений рок-гитаристов. Однако, со временем, этот прием развился в отдельный способ игры на электрогитаре - двуручный тэппинг (под словом "двуручный" подразумевается, что и левая рука извлекает звук самостоятельно, без помощи правой), или "фортепианную" технику. Эта техника кардинально отличается от традиционных способов игры на гитаре; здесь каждая рука может играть отдельную, независимую партию. В создании техники двуручного тэппинга участвовали такие известные в свое время музыканты, как Merle Travis и Jimmy Webster. Одним из пионеров этого вида техники стал и поныне популярный джазовый гитарист Стэнли Джордан (Stanley Jordan). С тех пор множество гитаристов освоило этот способ игры. В России тоже есть гитаристы, использующие "фортепианную" технику (недавно увидел свет замечательный учебник "Two handed tapping - прогрессивная техника игры на электрогитаре" Дмитрия Малолетова. Книга не содержит особенно сложных произведений, однако охватывает все основные моменты "фортепианной" техники). Таким образом, "тач-техника" (еще одно название, от слова "touch" - касание) неуклонно продолжает завоевывать поклонников по всему миру.
Новая техника - новые инструменты
Итак, "фортепианная" техника дала гитаристу возможность играть каждой рукой независимые партии. Однако теперь, когда в прижатии нот участвуют восемь пальцев вместо четырех, шести струн оказалось мало. Таким образом, стал необходим специальный инструмент для техники двуручного тэппинга. Немало гитарных мастеров - поклонников тач-техники представили свои варианты инструментов - от простой комбинации баса и гитары на одном или двух отдельных грифах до 24-х (и более)-струнных панелей или гитар с цилиндрическим грифом. Такой разнобой был вызван отчасти тем, что никто толком не знал, как именно ( в смысле расположения рук и пальцев ) нужно играть тэппингом - сама техника игры находилась в процессе становления. Для сравнения: классическая гитарная техника, как и сама классическая гитара, развивалась не один век, а если начинать отсчет ее развития от первых щипковых инструментов, то и вовсе - целую вечность. Итак, в мире возникло некоторое количество фирм-производителей специальных тач-инструментов. Говоря о гитарных мастерах, работавших в этой сфере, нельзя не назвать такие имена, как Dave Bunker, Charles Soupios, Sergio Santucci, Stuart Box, Richard Eberlen. Однако, большая часть их продукции нашла свое место лишь среди любителей экзотики и энтузиастов тач-техники. Только два инструмента получили достаточно широкое распространение и признание со стороны профессиональных музыкантов. Это инструменты Эммита Чапмена (Чапмен Стик) и Марка Уорра (Уорр Гитар). Поговорим о них подробнее.