панорама города Волгограда

  • Подписчики: 41 подписчиков
  • ID: 21881060
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club21881060

Описание

Ротонда панорамы возвышается над верхним уровнем музейного комплекса. Она имеет вид гиперболлоида вращения, выполнена из предварительно напряженного бетона (сила обжатия 100 т.) и облицована белым известняком. Идея создания панорамы, посвященной Сталинградской битве, появилась еще во время войны, об этом в частности говорилось в открытом письме к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину генерал-майора Г.И. Анисимова от 12 декабря 1943 г. В 1944 г. комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект восстановления Сталинграда. В нем приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и все желающие. Значительная часть проектов включала панораму. Именно на этом конкурсе окончательно сформировалась и утвердилась идея увековечить Сталинградскую битву в панораме. Первое постановление о сооружении панорамы в Сталинграде было принято Советом Министров РСФСР в декабре 1958 года. Согласно нему, панорама должна была быть сооружена на Мамаевом кургане, на месте зала Воинской Славы. Но уже в 1964 году постановлением Совета министров РСФСР от 18 апреля (№ 483) было решено исключить панораму «Битва на Волге» из мемориального ансамбля на Мамаевом кургане. Впоследствии было решено, что панорама войдет в состав музейного комплекса «Сталинградская битва» на Гвардейской площади, возле руин мельницы и легендарного Дома Павлова. 2 февраля 1968 года, в день 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, была заложена памятная плита в основание будущего здания панорамы. Создание самого полотна панорамы началось еще с создания в 1944 году разборно-передвижной панорамы «Героическая оборона Сталинграда» под руководством H. Котова, В. Яковлева. Живописный холст отражал события 15-20 сентября 1942 года. В эти сентябрьские дни Мамаев курган был отбит у врага, но только на короткое время, что и вызывало споры о правильности выбора момента, изображенного на полотне. В 1948 году началась работа над эскизами новой панорамы. За нее взялась группа художников студии им. М. Б. Грекова во главе с А. Горпенко в составе П. Жигимонта, Г. Марченко, Л. Андрияка, В. Кузнецова и Б. Николаева. Работа над полотном была закончена в 1950 году. Панорама «Сталинградская битва» представляла собой выставочный эскиз. Сюжетом полотна выбраны январские бои 1943 года за вершину Мамаева кургана. После показа панорамы в Москве в 1950 году она была отправлена в Сталинград, где ее демонстрировали в кинотеатре «Победа» до 1952 года. В 1958 году, после принятия решения о строительстве панорамы, грековцы отправились в Сталинград. На вершине Мамаева кургана был построен небольшой деревянный павильон для работы над эскизами и произведена полная фотосъемка местности. В ходе последующей работы над панорамой сложился новый авторский коллектив – Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко и Г. Прокопинский. Художники просмотрели большое количество кино- и фотодокументов, познакомились со свидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием В.И. Чуйкова. Консультировала грековцев группа военных – Маршалы Советского Союза В. И. Чуйков, А. И. Еременко, Н.И. Крылов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов. В 1961 году художники подготовили эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размером в 1/3 натуральной величины. Однако для создания полноразмерной панорамы грековцам предстояло расписать живописный холст размером 16x120 метров (около 2000 кв. м) и создать около 1000 кв. м декораций. Летом 1980 года художники Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко приступили к переносу рисунка на холст, а затем – к росписи. С середины апреля 1981 года авторский коллектив начал проводить работы по созданию предметного плана, которые длились примерно полгода. Весной 1982 года создание панорамы было зав